Словарь боулера
Про боулинг

ACCU-Tread™
Марка самой агрессивной реактивной оболочки (среди производимых компанией StormBowlling Poducts inc.)
Axis of Rotation
Воображаемая линия, перпендикулярная треку. Суть - ось вращения шара.
Axis Point
Одна из двух точек, расположенных на противоположных полюсах шара, отмечающих конечное положение оси вращения (Axis of Rotation )
Axis leverage
Схема сверления шара, при которой пин (PIN) находится на расстоянии 3 и 3/8 дюйма от точки PAP (см Positive axis point) и по направлению на 10:30 от центра гирации (CG). CG находится на расстоянии от 0 до 2 дюймов от точки PAP по линии проходящей через пин и CG
Axis Weight
Схема сверления шара специально разработанная для того, чтобы уменьшить флэр (cм Flare) и заставить шар переходить к качению раньше и демонстрировать меньшую реакцию в конце дорожки. При такой схеме пин распологается на точке PAP или в непосредственной близости от нее. Такое распроложение точки пин говорит о том, что ядро расположено в стабильном положени по отношению к оси вращения шара и соответственно не может генерировать большой флэр.


Back Ends
Это последние 20 футов дорожки, на которые наносится минимальное количество кондиционера (масла), и на которых шар делает наибольший поворот по направлению к кеглям.
Balance Hole
Balance Hole еще называют Extra Hole. Это дополнительное отверстие, просверленное в четко определенном месте шара. Данное отверстие используется для восстановления статического баланса шара после сверления.
Ball Track (Трэк)
Часть шара,  контактирующая с дорожкой во время движения шара по дорожке.
Break Point
Брэкпоинт - участок дорожки, где шар меняет свою траекторию и делает максимальный поворот в пирамиду кегель. Обычно это последние 20-25 футов дорожки


Cadmium™
Рецепт оболочки фирмы Stormbowling Products Inc. на основе ACCU-Tread™ оболочки с добавкой взвешаных частиц. Такие оболочки характеризуются высоким коэфициентом трения, особенно на backends, т.е. на сухих частях дорожки (см Back Ends)
Carry-down
КэрриДаун характеристика особых условий, возникающих на дорожке по мере игры.
От игры к игре масло (кондиционер) начинает постепенно выносится с начальной части дорожки (heads) на прежде сухую часть дорожки (backends). Это приводит к уменьшению угла поворота шара.
Center of Gravity (CG)
Центр тяжести шара. Точка, в которой шар сбалансирован статически во всех направлениях. Этоа точка маркируется производителями шаров на поверхности шара.
-Storm маркирует значком “Eye of the Storm”.
-Brunswick маркирует значком "точка"
-Ebonite маркирует значком “концентрические круги”
-Track маркирует значком “шар на дорожке”
-Columbia300 маркирует значком “захват”
Сenter оr Span Line
Центральная линия. Линия, используемая при разметке шара. Линия проходит между отверстиями под средний и безымянный пальцы (фингеры, Finger) и через центр отверстия под большой палец (Тамб, Thumb)
Core
Ядро шара. Это большая круглая внутренняя часть "трехчастрного" шара. Эта часть шара состоит из наполнителя и может содержать в себе другие материалы высокой плотности для улучшения динамических характеристик.
Core Torque
Распределение массы, созданное ядром (core) или весовым блоком (weight block).
Эффективнее работают шары с высоким показателем Core Torque (high torque), поскольку они теряют меньше энергии по сравнению с low torque и обладают лучшей и более предсказуемой реакцией на backend
Coverstock
Внешняя оболочка шара, которая может быть изготовлена из широкого спектра материалов таких как Полиэстер, Резина (спец композит для изготовления шаров), Уретан, Реактивный Уретан...
Cranker
Игрок, придающий шару высокие обороты при броске.
Curelyon™
Одна из средних по агресивности реактивных оболочек фирмы Storm bowling products inc.


Differential RG (of Radius of Gyration)
Дифференциал RG.Это разница между минимальным и максимальным RG в крайних положеинях axis.
Т.е. разница между RG шара для боулинга по оси X-axis (весовой блок расположен вертикально) и по оси Y или Z (весовой блок расположен горизонтально)
Differential определяет флэрный потенциал шара (flare potential ) т.е. ширину возможного трэка на шаре( см Ball Track). Шары с более низким "Дифференциалом" более стабильны флэр на таких шарах совсем узкий. Шары с высоким дифференциалом нестабильны, флэр на таких шарах широкий. Широкий флэр увеличивает трение шара о дорожку, поэтому шары с большим значением диференциала RG предназначены для дорожек с большим количеством масла.
Официально максимально допустимым дифференциалом RG является значение 0.80
D-Scale
Шкала жесткости оболочек шаров.
Термин отностся к инструментам (Durometer), используемым для измерения жесткости оболочки шара.
Durometer
Инструмент для измерения твердости поверхности оболочки шара. В ABC и PBA легальными считаются шары с твердостью поверхности не меньше 72 единиц
Dull
Матовая поверхность шара (Синонимы - Sanded, Matte).


Flare
Смещение трэка (ball track) от некоего начального значения axis (axis во время выпуска шара с руки) до финального axis (axis во время удара шара в кегли).Возникновение Флэра обусловлено наличием у шара диференциала (Differential), RG, и положения весового блока внутри шара.
Flare Potential
Флэрный потенциал. Максимальное значение на которое может сместиться axis во время движения шара по дорожке (с допоущением что боулер выпускает шар с максимально мощным рилизом). На практике Флэрный потенциал может быть использован для того чтобы опредлить какой из шаров лучще подходит к масляным дорожкам (это шары с высоким флэрным потенциалом) и какие шары лучще подходят к сухим дороожкам(это шары с низким флэрным потенциалом)
Friction
Трение. Энергия высвобождаемая при контакте шара с дорожкой и являющаяся причиной перехода шара от скольжения к качению.
Full roller
Это стиль игры при котором трэк проходит между фингерами и тамбом четко по экватору шара


Grit
Характеристика фактуры поверхности шара, отполирован он либо матовый
Grip Center
Центр захвата. Это точка пересечения средней(midline) линии и центральной линии (Span Line).


Heads
Начальная часть дорожки от линии фола. Обычно это первые 20 футов дорожки от линии фола.
High RG Drilling
Схема сверления шара при которой пин располагается приблизительно на 90 град.(или 6 и ? от PAP ) по отношению к PAP. Такое название схема получила потому что шар делает первый виток после рилиза вокруг самого "высокого" аксиса.
Hook Potential
Хук потенциал. Определяет количество досок которое может пересечь шар поворачивая к пирамиде кегель.
Hook Out
Это состояние когда шар перестает поворачивать и начинает катиться прямо. Это состояние и называется "хук аут". Также широко применяется термин "ролл аут" -Roll Out


Lane Oil/Conditioner
Масло для дорожек или кондиционер для дорожек.
Это серия специально разработанных жидкостей для уменьшения трения шара и дорожки с основной целью защитить поверность дорожки. Также кондиционер способствует сохранею энергии шара до точки брэкпойнта и как следствие увеличивает счет!
Length
Длина. Это показатель того как долго шар идет прямо до того момента как начнет поворачивать. Длину шара не не включает в себя скольжение шара вызванное нанесенным кондиционером или специально измененной факторой оболочки при помощи наждачной бумаги или полиролей.
Leverage Point
Точка расположенная на растоянии 3 и 3/8” от положительно точки axis (PAP) конкретного игрока. Расположение точки PIN в этом месте при сверлении шара дает наибольший трэк флэр и больший хук шара.


Mass Bias
Точка на поверхности шара отличная от пина(pin) где масса расположена ближе всего к поверхности оболочки. Mass Bias бывает тольк у шаров “pin out” Cсмещение весового блока от вертикальной оси при изготовлении шара смещает массу к какой либо из сторон шара создавая CG смещенный на какое-то расстояние от точки pin и образуя Mass Bias на какой-то стороне шара. Как и CG MassBias макркируется производителями шаров.
Midlane
Средняя часть дорожки расположенная между heads и backends.
Midline
Используется при разметке шара перед сверлением. Это горизонтальная линия точно посередине захвата между отверстием под большой палец(thumb) и отверстием под средний и безымянный пальцы (фингера)
Midplane
Линия перпендикулярная средней линии соединяющая позитивную и негативную точки axis и разделяющая шар на верхнюю и нижнюю половинки. (используется при взвешивании шара на турнирах)


Oil Patterns
Диаграмма масла. Способ нанесения масла на дорожку. В боулинг центрах чаще всего используется несколлько стандартных диаграмм масла. Вот некоторые из них.
- Тop Hat - (шляпа) толстый слой масла в середине и очень тонкий слой масла по краям.
- Christmas Tree - (Ёлка) больше масла посередине чем по краям и диаграмма имеет форму елки (конуса). Толщина масла конусообразно сходит на нет от центра к краю.
- Sport - (спортивная) Соотношение толщины масла от центра к краю составляет 2:1. Используется на турнирах PBA и PWBA.
- Flat - (плоская) одинаковое количество масла распределенное по всей дорожке
- Reverse Block - (реверсивный блок) Больше масла по краю и меньше в середине.


Particle
Термин относится к оболочкам. Это частицы из разнообразного материала добавляемые в вдие взвеси в оболочку шара для увелечения трения шара на масле. Каждый производитель использует вполне определенные материалы для производства этих частиц.
Это может быть стекло, керамика, кусочки резины, слюда...
Pin
Фабричная вставка на месте технологической оси весового блока.
Pin In
Весовой блок четко отцентрован внутри шара или просто отсутствует. Растояние между pin и CG у таких шаров не превышает 1”
Pin Out
Характеристика шаров у которых весовой блок не отцентрован внутри шара. Это вызывает порой значительное смещение CG от точки PIN.
Pines
Термин чаще применяется на деревянных дорожках. Это часть дороги посередине между стрелками и головной (первой) кеглей Т.е. 45 футов.
Polyester
Полистирол. Оболочка из пластика.
Positive Axis Point (PAP)
Позитивная точка axis. Точка оси вокруг которой шар делает свой первый оборот сразу после рилиза (схода с кисти игрока) Стиль игры каждого конкретного боулира опреджеляет положение этой точки на шаре. Каждому боулеру полезно помнить росположение своей точки PAP. PАP отмеряется по средней линии (cм midline) и затем вверх или вниз по вертикальной линии axis (см Midplane) Например 5 1/2 и 1/2 наверх. Т.е. 5 и 1/2 дюйма по midline и 1/2 дюйма вверх
Preferred Spin Axis
Предпочтительная ось вращеиня шара. Это та ось вращения, которая достигается шаром в результате флэра.
Pro-Glide™
Одна из самых слабых по агрессивности оболочек фирмы Storm products
Pro-Thane™ Coverstock
Еще одна оболочка фирмы Storm products выполненая на основе реактивного уретана ACCU-Tread™ l + TDR (TermoDynamic Response) частиц.
Эта "Проактивная" оболочка дает наибольшее трение среди всех оболочек шаров Storm
Pro-Thane™ LT
То же, что и Pro-Thane™ Coverstock, но с низким процентным содержанием взвешеных частиц в уретане
Pro-Thane™ LT Plus™
То же что и Pro-Thane™ Coverstock но с средним процентным содержанием взвешаных частиц в уретане
Pro-Thane™ MT
То же что и Pro-Thane™ LT Plus™
Pro-Thane™ MT Plus™
Небольшее процентрное содержание взвешаных частиц в реактивном уретане среди всех "проактивных" оболочек фирмы Storm products


Radius of Gyration (rg)
Радиус Гирации
Численная характеристика расположения центра массы внутри шара. По значению RG можно понять, что масса сосредоточена ближе к центру шара (в случае с низким RG), либо ближе к оболочке шара (в случае с высоким RG) или находится где-то посередине (средний RG)
1. Шары с низким RG начинают набирать обороты раньше (другими словами раньше переходят от скольжения к качению, иначе говоря раньше, переходят в ролл)
2. Шары со средним RG делают это несколько позже
3. Шары с высоким значением RG переходят в качение позже всего, дольше сохраняя энергию
Reacta-Fleck
Полиэстеровая стружка или блестки, котороый добавляются в оболочку шара как с целью изменения характеристик шара так и для красоты.
Reacta-Fleck это довольно крупные частицы которые незначительно увеличивают трение между дорожкой и поверхностью шара по сравнению с обычным реактивным уретаном.
Reactive Urethane
Реактивный Уретан. Материал сродни обычному уретану однако содержит разнообразные добавки призваные увеличить реакцию шара в конце дорожки, уменьшить отскок шара от кегель и увеличить его ударную мощь.
Revolutions
Обороты.Количество полных оборотов которое совершает весовой блок при движении шара от линии фола до первой кегли.
Rev Leverage
Схема сверления при которой пин расположен на расстоянии 3 и 3/8 дюйма от точки PAP на 12 часов по отношению к CG. CG распологается на 3 - 4 дюйма от точки PAP в позитивном квадранте тамба. Балансировочной отверстие располагается на расстояни 6 дюймов от центра захвата на линии проходящей через CG. Балансировочное отверстие должно обеспечить негативный перевес на сторону в половину унции.


Scotch-Brite
Абразивный материал, который используется для придания матовости оболочки шара и как следствие, изменения его реакции.
Фирма STORM Products рекомендует последовательно использовать Scotch-Brite следующих зернистостей:
1. Burgundy - цвет бургунди, крупнозернистый абразив, соответсвует наждачной бумаге абразивностью 240-grit
2. Green - зеленый Scotch-Brite. Это средне текстурированый пад, который может обработать поверхность шара с абразивнстью в 500-600 grit
3. Grey - серый Scotch-Brite. Наиболее мягкий пад, для придания поверхности шара образивности в 800 grit
Skid/Flip
Реакция шара на бэкэнде, характеризуемая очень острым углом изменеия траектории
Spinner
Cтиль игры, широко распостраненный в странах Азии. При рилизе рука боулера совершает движение вокруг вертикальной оси шара. При этом шара двигается по направлении к кеглям, совершая вращательные движения срого вокруг вертикальной оси.
Флэр при такой технике отсутствует, вырождаясь в точку. Также этот стиль называется “helicopter” (хеликоптер)
Static Weights
Статические веса (top, side and finger): С их помощью можно очень точно настроить желаемую реакцию шара. Перевесы на side and finger достигаются путем выбора определенного сверления и корректируются при помощи балансировочных отверстий (см Balance Hole)
Stack Leverage
Cхема сверления, при которой пин располагают на расстоянии 3 и 3/8 дюйма от точки PAP а CG располагают на расстоянии между 3 и 3 и ? дюйма от PAP . При этом линия, соединяющая CG и пин, пройдет паралельно линии спэна (центральной линии захвата)
Дополнительное отверстие при таком сверлени располагается на линии , соединяющей центр завата и CG в точке пересечения ее с линией вертикального aксиса (известной также как Midplane).
Stroker
Стиль игры, расчитанный на небольшое количество оборотов и высокую точность.
Surface
Поверхность шара.


Three Piece Construction
Трехчастная конструкция. Это шар, состоящий из трех элементов: Оболочки (cм Coverstock), наполнителя (см Core) и высокоплотного весового блока (см Weight Block)
Tweener
Силовой строкер. Игрок, который демонстрирует большее количество оборотов чем stroker, но по-прежнему полностью контролирует шар.
Two Piece Construction
Двухчастная конструкция. Это шар, состоящий из двух элементов: Оболочки (cм Coverstock) и высокоплотного весового блока (см Weight Block)
Существует также модифицированная двухчастная конструкция. В ней весовой блок состоит из нескольких разных по плотности частей. Это сделано для изменеия динамических характеристик шара.


Ultra-Fleck
Как и Reacta-Fleck это частицы полиэстера или блесток. Эти частицы в два раза меньше чем Reacta-Fleck. Поэтому реакция шаров, в оболочку которых добавлены частицы Ultra-Fleck, более мягкая.
Urethane
Оболочка из полимера семейства жестких полимеров, которые придают повехности шара жесткость и прочность.


Weight Block
Весовой Блок. Внутренняя часть двухчастного или модифицированного двухчастного шара. Важнейшая часть, обеспечивающая динамические характеристики шара.

Александр Столяров
"Мастер", Москва

Словарь боулера
Советы про боулинг

Спортивная доска объявлений Интернет-магазины спортивных товаров
Хостинг от uCoz